Как правильно обслуживать и менять свечи для дизельного мотора?
Как распознать поломки и проблемы в их работе, а также как правильно их обслуживать и менять, рассказывают эксперты компании Bosh.
В отличие от бензинового, дизельное топливо воспламеняется при гораздо более высокой температуре. Поршни сильно сжимают воздух, в цилиндрах повышается давление, происходит впрыск топлива – и оно загорается. Но иногда этого оказывается недостаточно. Отогреть «замерзший» дизель – задача, которую и решают свечи накаливания.
«Замёрзнуть» дизельный двигатель может не только зимой. Точнее, не только зимой свечи накаливания могут помочь ему быстрее тронуться с места. Помощь в прогреве топлива может понадобиться при любых вариантах «холодного» запуска: например, после долгого простоя. Включать или нет нагрев камеры сгорания свечами накаливания (а если включать, но до какого уровня), сегодня всё чаще решает электронный блок управления.
Ещё одна важная задача, которую помогают решать свечи накаливания, касается эффективности сгорания дизельного топлива. Чем выше его температура, тем меньше образуется дыма (соответственно, и вредных выхлопов) и сажи, которая негативно влияет в том числе и на состояние двигателя.
В зависимости от конструкции и материала (металл или керамика) свечи накаливания служат от 50-60 до 80-100 и даже 160 тыс. км пробега. Строгого регламента их замены нет – всё зависит от условий эксплуатации, а они в каждом конкретном случае могут сильно отличаться. И поэтому особенно важно вовремя проверять состояние свечей накаливания и обращать внимание на признаки, указывающие на неисправность одной или нескольких из них.
На неисправности свечей накаливания могут указывать:
• усиленное дымообразование (особенно при «холодном» запуске);
• повышенный шум и вибрация от двигателя до достижения рабочей температуры;
• неравномерная работа прогретого двигателя;
• потеря мощности;
• увеличенный расход топлива.
Даже если нет поводов сомневаться в работоспособности свечей накаливания, периодически (примерно раз в год) их всё равно рекомендуется выкручивать – или хотя бы ослаблять соединение, а затем закручивать в прежнее положение. Делать это нужно с использованием динамометрического ключа – чтобы соблюсти силу крутящего момента, указанного производителем, и снизить риск повреждения свечей.
Это поможет избежать распространённой проблемы – из-за постоянного контакта с топливом и продуктами его сгорания в условиях экстремально высоких температур свечи могут прикипеть «намертво». Если это произойдёт, извлечь их будет непросто даже в условиях СТО. Кончик свечи можно просто сломать, и он застрянет в резьбовом отверстии. В этом случае запускать двигатель категорически запрещается до тех пор, пока не будет снята головка блока цилиндра и не извлечён обломок.
Если решили устроить свечам накаливания проверку и выкрутили их из двигателя (кстати, делать это «на холодную» нельзя: мотор предварительно необходимо прогреть). Какое их состояние считается нормой, а что может указывать на проблемы и необходимость обращения на автосервис?
Из признаков, заметных при визуальном осмотре, особое внимание стоит обратить на:
• Деформацию контактного стержня. Это говорит о том, что при установке свеча была «перетянута», т.е. рекомендованный производителем крутящий момент не был соблюден. Вот почему при замене свечей лучше вооружиться необходимым оборудованием или обратиться к профессионалам, у которых оно имеется (как и нужные знания).
• Деформацию нагревательного стержня (он может быть разрушен, оплавлен, раздут). Это может говорить о различных проблемах, начиная от превышения рабочего напряжения из-за неверного выбора свечи и заканчивая неисправностями в работе генератора или форсунок. Выход в этой ситуации может быть только один: как можно скорее обратиться на квалифицированный автосервис для диагностики и последующего ремонта автомобиля.
• Слой нагара, за ним могут скрываться разные проблемы, это использование некачественного топлива или неверная установка свечей и неисправности форсунок.
Проверять и менять свечи накаливания для владельцев современных дизельных автомобилей рекомендуется только в условиях СТО. «Подручными» способами можно вывести из строя важное оборудование вроде электронного блока управления.
Единственным безопасным и надёжным способом проверки свечей накаливания своими силами является использование амперметра. Если свеча исправна, сопротивление, которое покажет прибор, будет стремиться к нулю. Если же оно, напротив, стремится к бесконечности, такую свечу необходимо заменять.
Поскольку за выходом из строя одной свечи накаливания часто следуют и все остальные, специалисты рекомендуют заменять их комплектом.