Тест-драйв

Тест-драйв Lada XRay Cross AT: время менять педали

glav-7883632

Привлекательность Lada XRay с точки зрения дизайнерских и технических решений не требует дополнительных расшифровок. Конкурентоспособной выглядит и ценообразование модели. При этом рыночная доля компактного хэтчбека далека от его реальных возможностей.


glav2-4708487

Фото: Lada

У автомобиля есть, фигурально выражаясь, две ахиллесовы пяты: скромное по объему внутреннее пространство, а также отсутствие автоматической трансмиссии. Если мы говорим о первом пункте, резонно вспомнить «одноклассного» китайца Lifan X50. В арсенале модели и неплохой дизайн, и приличное для сегмента оснащение, а вот не пошел по указанной причине – и хоть убей.

Касательно «автомата»: совокупная доля двухпедальных машин класса «B» в России составляет 32%. В линейке Lada лишь Granta имеет АКПП, притом, что в среде конкурентов продается более 50% «автоматических» малолитражек. Сложившееся положение дел устраивало руководство «АвтоВАЗа», что называется, до поры до времени. С одной стороны, 37% в классе компактных моделей — вкусный кусок пирога. С другой – его, безусловно, можно увеличить, попутно нанеся удар по иностранным конкурентам.

На то, чтобы в дилерских салонах появились XRay Cross с автоматической коробкой, ушло 1,5 года. Понятное дело, пришлось скрестить шпаги технарям и маркетологам. Вторые, как водятся, считают каждую копейку и искренне попросили инженеров не прибегать к дорогостоящим переработкам. Сошлись на том, что в качестве альтернативной «ручке» трансмиссии выступит вариатор Jatco, а «переваривать» момент он будет от 1,6-литрового мотора, используемого на машинах Альянса – Renault Logan/Sandero/Kaptur и собираемого в России.

Назови как хочешь

Инженеры «АвтоВАЗа» предпочитают называть CVT JF015E «автоматом» по причине, о которой мы скажем ниже (уверен, вы сами поймете). Поэтому не удивляйтесь, если в нашем рассказе услышите чередование обоих понятий – верно и то, и другое.


0a3c0ed1f3e1f4e884c9942f80b60b76-3347986

Фото: Lada

dc1409953583a405011943b5d08edc42-8902238

Фото: Lada

5c1ffaf4dbedb46fa96c16ad32fd11f0-1505522

Фото: Lada

7c574a284d7a12108ca0e4967834e738-7775837

Фото: Lada

35e987c8be5e40a7f82156c127dfce8c-8043511

Фото: Lada

46ec26184d891853628c47e9f4147b2b-1939683

Фото: Lada

1403d501ad8d7adf0f79b0991dd5cf45-3175703

Фото: Lada

Итак, установить АКПП в простой «Иксрей» (не Cross) хоть и страстно желалось, однако не удалось. Причина банальна – у «гражданского» варианта совсем конструктивно иная подвеска, нежели у «вседорожной» версии. Поэтому «донорская» модификация, как и сегодня, будет продаваться с АМТ.

Увы, не обзаведется «автоматом» и 1,8-литровый 122-сильный движок ВАЗ-21179, доступный сегодня на XRay Cross. Коробке просто не переварить его момент, превышающий 160 Нм. Поэтому, исходя из всех технических требований, безальтернативным «претендентом на руку» Jatco оказался уже упомянутый нами «реношный» мотор HR16 (в российской транскрипции — 113 сил) и крутящим моментом 152 Нм.

«При разработке XRay Cross мы рассматривали разные варианты трансмиссий, — говорит Олег Груненков, директор проекта Lada XRay. — Но геометрически заложили возможности именно нынешней АКПП». Спевка, по его словам, оказалась технически успешной. Максимально использованы наработки и технические решения Альянса (Sandero/Logan) и на их основе внедрены собственные новации. Как характерный пример — промежуточная опора приводного вала. Благодаря ей, исключен увод автомобиля при передвижении на извилистых поворотах. Второе изменение — система выпуска. Были видоизменены точки крепления, в результате чего заметно уменьшился шумовой эффект.

В отличие от «французов», у XRay Cross более крупные колеса (215/50 R17) и солиднее клиренс (215 мм – под передней балкой подрамника). При этом картер мотора и АКПП удалось разместить намного выше передней балки подрамника. Таким образом, они находятся в абсолютно безопасном состоянии. Мотор имеет алюминиевый блок, поэтому он легче вазовского движка. АКПП же, наоборот, тяжеловата (71 кг) и это, вроде как, не есть «зер гуд». Однако, суммарно узел оказался лишь на 13 кг тяжелее – не самая критическая цифра. Поэтому не пришлось менять ходовые свойства автомобиля и с удовольствием использовали существующие настройки подвески.

Тяжелая коробка не значит громоздкая. Совсем наоборот. Узел компактный, а значит, исключена работа ремня в крайних положениях конусов. Таким образом, уменьшается вероятность пробуксовки ремня и повышается надежность работы.


28d8cd85b9c2b960d6de6448940f0f48-4533682

Фото: Lada

6a6983111d0b6f73fdaac9c1c2bc0af3-6234179

Фото: Lada

44602ba79c6f076b0c27277e140a9987-4759655

Фото: Lada

6758163fb0ff2e05bc024be10b38482f-2302787

Фото: Lada

a5bc49f8963985e071e98893b42c5a3e-9930436

Фото: Lada

ad37ab606446dfe9994fe82e7fc67d17-7860617

Фото: Lada

96da37697dbe39c66ff7225cae974bf5-9867646

Фото: Lada

cc5113be666c3d95c252ab4370089607-4135669

Фото: Lada

Конструктивно вариатор, что называется, с особенностью: присутствуют клиноременная передача, двухступенчатый программный механизм и гидротрансформатор (намек на АКПП). Такой технический союз обеспечивает плавную работу ДВС. Гидротрансформатор выполняет роль сцепления, и на скорости до 10-12 км/ч нет жесткой связи. А вот выше этих показаний муфта, наоборот, жестко замыкается, и таким образом рождается момент от двигателя на коробку. Планетарный механизм имеет 2 передачи. Повышенная включается на скорости от 40 до 60 км/ч, в зависимости от режима вождения. Если на большой скорости прибегнуть к кик-дауну, то планетарный механизм уходит на пониженную передачу, и осуществляется разгон.

Экономичнее версии 1.8 MT

ВАЗ (Lada) XRay Cross Luxe Prestige 1.6 CVT
u116-6127826 1.6 л, 113 л.с
u120-1410578 вариатор
u118-8371217 0-100 — 12.3 с, 162 км/ч
u176-7555410 4171 x 1810 x 1645 мм
u170-9179493 передний
u168-9367824 АИ-95, 7.3 л на 100 км
u122-6186689 979 900 руб

Не могу сказать, что стартовые метры поражают какой-то особой динамикой. 12,3 секунды до «сотни» — далеко не лучший показатель в современном автопроме. При этом тот же «Каптюр», у которого в арсенале больше «лошадей», ускоряется еще медленнее – он банально тяжелее, и у него иные калибровки. Для того, чтобы за рулем XRay Cross идти на обгон и быть более-менее уверенным в скором и безопасном эффекте, резонно воспользоваться ручным режимом коробки – он предоставляет другие обороты, на которых двигатель работает азартнее, а электронные передачи охотнее врываются в красную зону.

Едешь, скажем, «пограничные» для населенного пункта 80 км/ч на высшей 6-й – на тахометре 1800 об/мин. Резко бьешь по педали акселератора – моментально врубается пониженная 3-я с роскошным тяговым запасом в 4000 об/мин. Торможение же в «мануале» осуществляется двигателем – не промахнешься.

По словам Олега Груненкова, работая с «автоматом», требовалось решить сразу несколько задач: повысить надежность, уменьшить нагрузки на мотор и снизить расход топлива. По сравнению с 1,8-литровой механической версией, удалось снизить аппетит на 0,1-0,6 литра, в зависимости от манеры движения. При этом вазовский движок ведет себя заметно шустрее, да и скоростной потолок его куда как выше. Выбирая участки между камерами, мы пытались выехать на ровной калининградской магистрали А-217 из релизовских 162 км/ч, и однажды удалось это сделать лишь, правда, под горку – 165 км/ч. Дальше – никак.

Как аккомпаниатор мотору, вариатор показывает себя молодцом. Я имею ввиду, прежде всего, отсутствие рывков при переключении передач. С этой задачей тольяттинские спецы справились на ура. Та же АМТ, например, хоть и доведена за пять последних лет до ума, идеальным беспрерывным потоком все же не блещет. Уже упомянутому нами «аппетиту» и ощущению комфорта мы обязаны в том числе оптимизации оборотов силового агрегата.


7f7b153be0662505d2e7b0d000917dc7-4372620

Фото: Lada

23e377145d3d0896cf017eee9ad4a55c-6132056

Фото: Lada

66b7c2982ec7d21916ea972d7d4250a5-4077601

Фото: Lada

bfee6621d0c058e21283964ac5e427c0-1468061

Фото: Lada

1925f046ee8e1935e123aaa8fac52622-9090519

Фото: Lada

ae12d9cf782261598cc626a068f77fd6-4764731

Фото: Lada

5d91c8a25ed2d7a7b2e5ee7da7e29f5f-8591170

Фото: Lada

В отличие от простого XRay, вакуумный усилитель «кросса» — повышенного диаметра, а рулевая колонка имеет другие настройки, в меру тяжелые и точные. Плюс ее можно отрегулировать по вылету, что для не самого просторного салона, согласитесь, важно. В движении «ноль» чутка пустоват, но его ощущение не обременительное. Главное, что в поворотах не приходится все время доворачивать, как на той же Lada Granta.

dc1409953583a405011943b5d08edc42-1610422Маркетологи «АвтоВАЗа» говорят, что в настоящее время на версию Cross приходится до 35% всех продаж Lada XRay. Ставка на АКПП большая. Во всяком случае, на первых порах ожидается, что каждый третий XRay Cross будет продаваться в «автоматическом» варианте. Полноприводных машин не будет – слишком дорого. Всего в период с января по июль 2019 года включительно реализовано 16 380 ед. Lada XRay – это на 3 320 меньше АППГ и 17 место в ТОП-25 самых продаваемых моделей в России

Нет, к счастью, у XRay Cross «грантовского» шума, сопровождающего движение автомобиля на скоростях выше 100 км/ч. По этому показателю российский компакт-кроссовер опять же ничуть не хуже «французов». Работая в этом направлении, вазовские спецы добавили на днище два шумопоглощающих элемента, которые до сих пор не использовались ни на одной «Ладе». Они «кроссу» необходимы как никому иному, поскольку в самом названии модели просматривается адресация к внеасфальтовому времяпрепровождению.

При этом, что интересно, с центральной консоли исчезла полюбившаяся многим по механической модификации шайба Ride Select. Она, напомним, меняет настройки режимов трансмиссии. Оказывается, на версии с АКПП от нее отказались осознанно. Во-первых, говорят, у XRay Cross AT другой клиент, во-вторых, «автомат» не рассчитан на большие моменты. Оно и верно: та же механическая КПП, к примеру, легко совладает с 210 Нм и выдерживает имитацию дифференциала, которая, как все мы знаем, дает большую нагрузку на главную передачу. В версии с CVT эту функцию просто исключили.

Цена вопроса

Из новаций в области внутреннего комфорта — мультимедиа, которая отныне, в угоду моде, поддерживает CarPlay и Android Auto. Помимо штатных, система распознает много других карт, естественно, доступен Google Maps. Возможна отправка SMS-сообщений. В топовой комплектации обнаруживаем обогрев всего, чего только можно, климатическую систему, выдвижной ящик в переднем кресле, датчик парковки с камерой заднего вида, технологию, позволяющую автомобилю не откатываться назад на горке. К сожалению, по-прежнему отсутствует автодоводчик передних боковых стекол.


1545ff417ae7ebc37f238cbb0b4dab9e-4158800

Фото: Lada

e45a61ad9b2e2c5adc912ec95a8444cb-3695164

Фото: Lada

e5725f03799fbc4d9302106004203e84-2060682

Фото: Lada

fb351bbc85a2afec4b9add0e01c09140-9466834

Фото: Lada

68d786980232dce6cbb5a5a04ab0f9b8-6694720

Фото: Lada

1997803327ba0b376873829c9b1aecc0-6364238

Фото: Lada

7c8984362311896c644ef296412e659a-9982860

Фото: Lada

0315d7228267fef92b8419b48c538f42-3316046

Фото: Lada

Автомобиль хоть и небольшой по габаритам, однако, принять в свои «покои» до 1514 литров поклажи (версии со складывающейся спинкой заднего дивана) все же способен. Опять же путем раскладывания кресел, включая переднее пассажирское, можно втиснуть 2,7-метровый длинномер.

В плане размеров Lada XRay Cross практически повторяет цифры своих прямых конкурентов. Однако, цена у «россиянина» предпочтительнее – на 100, 150 и даже на 200 тысяч рублей ниже, смотря с кем сравнивать. И это, повторимся, при сопоставимом и даже более богатом оснащении.

Обладая теперь «автоматом», у XRay Cross появляются шансы «засветиться» в каршеринге. Но, скорее всего, на него по-другому взглянут дамочки, те самые, кто делает в своей водительской практике первые шаги. Ценник автомобиля тому способствует: 846 900 – 971 900 руб. (744 200 – 856 710 руб. по акции). Доплата за «металлик» — 12 000 руб. Какие-либо работы по ремонту вариатора, за исключением банального долива масла, на дилерских станциях исключены — узел, если что придется менять полностью. Но, как уверяют инженеры завода, скорее всего, до этого дело не дойдет…

Плюсы и минусы

u148-5473611 Броский дизайн u150-9035080 Скромный объем жилого пространства
u148-5473611 Наличие вариатора придется по душе дамам u150-9035080 Простой XRay автоматом не побалуют
u148-5473611 Союз 1.6 АТ экономичнее версии 1.8 МКПП u150-9035080 Разгонная динамика оставляет желать лучшего

Не согласны с нашими выводами? Напишите свое мнение

Источник

Добавить комментарий

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»