Новости

История дизайнера из России, популярного за рубежом

Как сделать оперение для трактора, можно ли судить о человеке по его машине и сколько стоит вдохновение — рассказывает автодизайнер из Нальчика, которого больше ценят в США

«Мне нравится преображать скучные автомобили, создавать что-то новое», — говорит Касим Тлибеков, профессиональный 3D-модельер автомобилей. Ему 30 лет, он родился и живет в Нальчике. Образование получил в Таганрогском радиотехническом университете по специальности САПР (системы автоматизированного проектирования). Прежде чем всерьез увлечься автодизайном, успел поработать в мебельном цеху, в магазине фурнитуры, занимался созданием 3D-моделей интерьеров. Несколько лет назад решил, что пора сконцентрироваться на любимом деле, бросил другую работу и занялся разработкой комплектов расширений, обвесов и других элементов для экстерьера машин.

Если за компьютером, значит, не занят

«Я увлекался техникой сколько себя помню — самолеты и автомобили всегда были вокруг меня: в телефоне, компьютере, тетрадях, на рабочем столе. Само собой, детство не прошло без вкладышей Turbo, автомобильных каталогов, журналов и плакатов. Самые приятные воспоминания — машинки и модели самолетов, которые покупали родители. До сих пор помню пластиковую модель самолета времен Второй мировой войны, склеенную папой, и модель суперкара Jaguar XJ220. Не могу сказать, что я увлеченный коллекционер машинок, хотя у меня накопилось множество миниатюрных моделей. Я их использую для вдохновения, особенно в случае с проектами для автомобилей, которых в Нальчике встретить шансов нет».

В начале июня Касим впервые стал отцом. На вопрос, хотелось бы ему, чтобы сын так же был увлечен машинами, отвечает, что неважно, чем займется в будущем наследник, он поддержит его в любых начинаниях. Говорит, что обязательно будет покупать ему машинки и самолеты, но главное — постарается привить хороший вкус во всем.

«Сейчас родители и жена спокойно воспринимают мою работу и то, что мне приходится большую часть дня проводить, уткнувшись в монитор. Раньше, конечно, относились несколько скептически. И все же я частенько отвлекаюсь на разные дела, поскольку все считают, что если ты сидишь за компьютером, то, значит, не очень занят. Друзья с интересом смотрят на то, что я делаю, но они до сих пор не совсем понимают весь процесс».

Иностранцы доверяют больше

Поначалу Касим искал заказчиков, выкладывая резюме и портфолио на веб-площадках для фрилансеров, но толка от этого было мало. Клиенты сами стали находить его через различные ресурсы с галереями работ. Сейчас основной поток заказчиков идет из Instagram и через сайт-портфолио. Там у них есть возможность оценить навыки, просмотреть уже готовые проекты. Сарафанное радио тоже играет не последнюю роль.

«Заказы бывают двух типов — на дизайн и на визуализацию. В первом случае клиент объясняет, что хочет, решаются вопросы, кто, где и как будет производить изделие, после чего начинается творческая работа. Клиентов, которые не знают, чего хотят, либо на каждом этапе пытаются что-то добавить или изменить, я стараюсь избегать. Чаще всего это пустая трата времени и посредственный результат. Оптимальный вариант — клиент ставит задачу, я показываю ему наброски, и если его все устраивает, проект дорабатывается. Иногда заказчик приходит с уже готовым дизайном или идеей. Тогда моя работа заключается в создании визуализации, то есть 3D-модели и готовой картинки для каталога, сайта. Модель в дальнейшем можно использовать как основу для создания реальных макетов, разумеется, с некоторой доработкой инженером. Немного похоже на то, как это происходит у автопроизводителей».

Работает Касим сразу в нескольких программах: 3D Max необходим для создания моделей, KeyShot — для визуализации, создания итогового вида проекта, Photoshop/Lightroom — для постобработки изображений.

В среднем на проект уходит две недели.

Многое зависит от вдохновения и настроя, ведь автомобильный дизайн — процесс творческий, хотя и достаточно трудоемкий: общение с людьми, изучение конкурентов и готовых деталей во избежание повторений, черновые наброски на бумаге и компьютере. Бывает, что основная часть готова за ночь, а бывает и так, что за неделю ничего толкового не получается.

«Моя работа завершается на этапе, когда дизайн утвержден клиентом. Ему передаются изображения, а модель сразу отправляется производителю. В процессе сборки я уже никак не участвую — этим занимаются механики и инженеры. Однако если во время производства деталей возникают вопросы, относящиеся к дизайну, то они обращаются ко мне, чтобы внести изменения. Моя задача — сделать дизайн пригодным к изготовлению, чтобы готовый продукт был максимально приближен к тому, что видит на картинке клиент».

Заказчиков с Кавказа у Касима почти нет, кроме одной местной мастерской — Start-Nalchik. Проекты для них были весьма необычными: дома на колесах на базе КАМАЗа и ГАЗа, кастомные автомобили вроде Opel Admiral 1937 года с начинкой от современного автомобиля. Зато автодизайнер пользуется большой популярностью у клиентов из США.

«Сотрудничать с иностранными клиентами намного комфортнее, чем с нашими. Они доверяют мне как специалисту, очень благодарные и всегда посоветуют другим. Почему американских заказчиков больше всего? У них развитая автоиндустрия, да и финансы позволяют. Клиентов из России или из стран СНГ намного меньше. Наши более недоверчивые, придирчивые к незначительным мелочам».

Американский пикап с кабиной от ЗИЛа

На вопрос о любимом проекте Касиму сложно ответить. Говорит, тяжело выделить что-то одно. Весьма необычным стал дизайн оперения для трактора, но, к сожалению, его так и не воплотили в жизнь. В 2017—2019 годах Касим принимал участие в создании проектов, которые затем побывали на крупнейшей выставке в сфере автомобильного тюнинга SEMA (одна из главных выставочных площадок автомобильного бизнеса, ежегодно проходящая в Лас-Вегасе).

Некоторые проекты делаются в первую очередь для повышения навыков, изучения и освоения новых форм, техник и методик проектирования, заполнения портфолио и для привлечения внимания. Первым из таких стал Pontiac Firebird TT в далеком 2010 году. Касим создал его с нуля в качестве современного собрата другим американским маслкарам. Pontiac к тому времени уже прекратил свое существование как автопроизводитель.

«Из сравнительно недавних нашумевших проектов — спидстер (двухместный спортивный автомобиль с открытым верхом) на базе культовой Mazda MX-5 Miata первого поколения и пикап в американском стиле на базе грузовика ЗИЛ-130. Модель грузовика получила заниженную подвеску, укороченную колесную базу и большие колеса. Было приятно узнать, что два брата из Чечни — Аюб и Джабраил Мусхаджиевы — собрали похожий пикап, вдохновляясь моими картинками».

В этом году должна завершиться сборка двух гоночных автомобилей по проектам Касима — для дрифтеров Аркадия Цареградцева (Россия) и Максима Миллера (Украина).

Предложение разработать дизайн для Цареградцева пришло под Новый год — это стало приятной неожиданностью для дизайнера, а немного позже к нему обратился Максим Миллер. Пандемия сильно затормозила реализацию проектов, машины пока не собраны, но детали будущего автомобиля Аркадия уже можно посмотреть в одном из последних выпусков на YouTube-канале zaRRubin.

В России принцип «и так купят»

Когда вопрос касается красоты и надежности, чем-то приходится жертвовать. Дизайн разрабатывается с оглядкой на реальность его воплощения в жизнь, и тут важную роль играют возможности производителя — для кого-то детали делаются проще, без дополнительных элементов, кому-то доступны смелые формы, но опять же в рамках разумного. Например, для Kia Optima, Infiniti Q50 и LADA Vesta технологических ограничений больше, чем для Ford GT40. С развитием технологий ограничений становится меньше, а промежуток от создания дизайна до готовой модели — все короче.

«В плане дизайна сложно назвать лучшего мирового производителя, у любой марки бывают удачные модели. У французов дизайн более смелый, необычный, но при этом мягкий. Немцы более сдержанны и практичны, даже агрессивны. Японцы сдержанны, как немцы, но иногда выдают что-то футуристичное. Мне кажется, после 2000-х годов начался небольшой застой в автомобильном дизайне, возможно, это обусловлено погоней за оптимизацией, снижением себестоимости производства».

По мнению Касима, талантливых дизайнеров в России множество, их с радостью берут к себе на работу самые крутые мировые дизайн-студии и автогиганты, а на родине на них спроса нет.

Lada Vesta, созданная российскими дизайнерами, — показатель большого потенциала. За последние годы дизайн отечественных автомобилей немного подтянулся, и не без помощи концерна Renault, но качество материалов и сборки все равно оставляют желать лучшего.

«Если говорить про наш автопром, пока им занимается государство и люди, которые мало заинтересованы в постоянном развитии и обновлении, пока все работает по принципу “и так купят”, особых изменений не будет».

Затрагивая тему ставших уже народными на Кавказе посаженных «Приор», Касим говорит, что никогда не был фанатом этой машины. Считает, что «Веста», особенно в ярких заводских цветах, стала улучшенной заменой «Гранте» и «Приоре».

Уникальность — решающий фактор

Цены на автомобильный дизайн равны для российских и для иностранных заказчиков, объем работы везде одинаковый. Чем сложнее, скучнее или необычнее проект — тем выше его стоимость. С пандемией упал спрос на комплекты расширений, частных клиентов стало заметно меньше, но стало больше поступать запросов от производителей. Сейчас количество заказов постоянно растет, поэтому приходится плавно поднимать ценники для регулирования нагрузки. Цены на обвесы устанавливает непосредственно производитель — может быть $ 1150, а может — и $ 11 500, все зависит от популярности бренда, материалов и количества деталей.

«Дизайн направлен как раз на увеличение стоимости машины. Детали, обвесы, расширения — это способ выделить свой автомобиль из толпы. Я знаю человека, планирующего вложить $ 20 000 в Kia Stinger. Помимо моего комплекта расширения он собирался установить пневмоподвеску, поработать с двигателем и внешним видом. Один заказчик, по слухам, отдал несколько десятков тысяч долларов только за коробку передач для Superperformance GT40, не говоря уже о стоимости самого автомобиля, их цена переваливает за $ 150 000».

Машина может многое сказать о заказчике, но еще больше о нем говорит манера общения, поведение. Человек на очень дорогом автомобиле может оказаться максимально открытым и позитивным, а может, наоборот, капризным или надменным.

«Я встречал владельцев одинаковых автомобилей с абсолютно разными характерами и взглядами на жизнь, независимо от их возраста. Говорят, что мужчине к 40 годам срочно становится нужен красный спортивный автомобиль. Среди своих клиентов я такую закономерность не наблюдал, думаю, от красной спортивной тачки не откажется ни один мужчина. Не зря же говорят, красные машины быстрее. Лично я бы предпочел Ferrari или что-то из американской классики конца 60-х. В любом случае время на выбор у меня еще есть».

Источник

Добавить комментарий

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»