Андрей Каргинов: на честном слове и на одной передаче
На протяжении тысяч лет оазисы в пустынной долине манят плодородной почвой и большим запасом воды утомленных путников, решившихся на путешествие через труднопроходимые пески и дюны Аравийского полуострова. Таким местом притяжения для современного каравана ралли-марафона «Дакар» стал древнейший город Аль-Ула. Основанный в VI веке до нашей эры на месте библейского города Дедан, он предложил участникам гонки раскинуть свой временный лагерь на священной земле. Веками через город пролегали торговые пути с южных территорий в Египет, и теперь Аль-Улу по праву называют музеем под открытым небом: тысячелетняя история человечества и археологические памятники древности станут настоящим центром международного туризма на северо-западе Саудовской Аравии.
А пока внимание миллионов людей по всей планете привлекает «Дакар-2021». Одиннадцатый спецучасток должен был стать самым протяженным в 43-м издании гонки, но погодные условия в районе заключительного отрезка этапа вынудили организаторов внести коррективы в маршрут: 511-километровая дистанция была сокращена на 47 км и не завела караван ралли в размытые дождями солончаки, где существовала высокая вероятность многочисленных застреваний экипажей. Однако возможность «посадить» свою технику у гонщиков была в другом месте – на 100-километровой секции из песка и дюн, в том числе второго и третьего уровня сложности с мягким песком, которых спортсмены не видели уже несколько дней.
Чем ближе финал соревнования, тем драматичнее развиваются события на маршруте «Дакара». В предыдущие дни некоторые из лидеров своих зачетов были вынуждены сняться с марафона. Не обошлось без личной трагедии спортсменов и сегодня: Александр Жиру претендовал на победу в категории квадроциклов, но сломавшийся двигатель оставил француза в двух шагах от мечты завоевать «Золотого бедуина». Совершил роковую ошибку и испанский мотогонщик Хоан Барреда, пропустивший зону дозаправки – шансы на подиум испарились, как и бензин в его баке.
Смешанный старт для лидеров грузового зачета после вчерашнего «трамвайного» этапа, когда экипажи буквально висели на хвосте друг у друга и в густой пыли не имели возможности пойти на обгон, в четверг прошел в более щадящем режиме. Интервал в две и одну минуты позволил им некоторое время ехать в высоком темпе, не думая о плохой видимости на гравийной дороге. Украшением спортивного дня стало заочное (10 минут разницы в стартовом протоколе) сражение между Мартином Мациком и Алешем Лопрайсом за четвертое место в генеральной классификации, которое завершилось в пользу первого: Мацик потерял на замене колеса считанные минуты, тогда как Лопрайс потратил более 20 минут на решение технических проблем.
Разборки чешских пилотов никак не отразились на других представителях топ-6 общего зачета. Экипажи команды «КАМАЗ-мастер» ровно и надежно двигались с первого и до последнего километра. Не стали преградой ни многочисленные русла рек и запутанные пути в горных каньонах, ни сложнейшие пески в дюнах и скрытые на обрывистых спусках острые камни.
Двукратный победитель ралли-марафона Андрей Каргинов на старте дождался Антона Шибалова и продолжил путь, страхуя партнера по команде. Финишный створ экипаж №500 пересек с четвертым временем (позднее судьи выписали двухминутную пенализацию и Каргинов опустился на шестое место). Казалось, трудный день остался позади и в лагере спортсменов ждет заслуженный отдых. Но «Дакар-2021», как и на первых этапах, подготовил для россиян новое испытание: на машине Каргинова камнем разрушило корпус коробки передач и начало вытекать масло. КАМАЗ смог самостоятельно преодолеть 100 км лиазона и добраться до бивуака на одной четвертой передаче. К счастью, поломка не произошла на спецучастке, где помочь Каргинову и его экипажу уже никто не смог бы, а остановка могла стать фатальной.
Андрей Каргинов, пилот экипажа №500: «Сегодня день не без приключений, спасибо нашему КАМАЗу, что довез до финиша. На трассе было неимоверное количество камней, и один из них, похоже, срикошетил в нас, когда мы резали трек. Если этого не делать и сидеть в колее, то в таблицу можно не смотреть вообще, потому что результата ты не добьешься. Во время спецучастка ничего не говорило о проблемах, финишировали нормально. И только на лиазоне мы почувствовали, что машина не разгоняется. Камнем разрушило корпус коробки передач, начало вытекать масло. Доехали до бивуака на честном слове, где и встали: грузовик заталкивали в лагерь уже вручную под изумленные взгляды чехов. Они наверняка смотрели и думали, какие же у «КАМАЗ-мастер» надежные машины, что с такими проблемами доезжают. Как танки в войну довозили свои экипажи, так и наш КАМАЗ довез сегодня нас. Машину починим, завтра будет как новая. Сегодня КАМАЗ был подбит, но не сломлен. Что касается спецучастка, то хороший день, организаторы молодцы, что придумывают такие сложные трассы, где проверяются техника и экипажи. Было одно очень интересное место — то ли речка, то ли солончак. Дорога уходила левее, а мы срезали, забравшись в самую грязь. Повезло, что смогли оттуда выбраться самостоятельно».
Победу на этапе, вторую на «Дакаре-2021», одержал экипаж Антона Шибалова – 4 часа 46 минут 38 секунд.
Антон Шибалов, пилот экипажа №501: «Сегодня было много самых разных камней — больших, острых, скрытых. Не обошлось и без небольшого триала. Русла рек осложняли навигацию. Длинная секция дюн была интересной. Дюны тычковые, с обрывистыми спусками. Посложнее, чем в начале гонки. Спецучасток проехали в хорошем темпе. В начале Андрей нас пропустил, его задачей было страховать. В песках уже догнали Алексея Вишневского, объехали его. Местами этап был похож на Кабардино-Балкарию: интересные места, красивые пейзажи, но любоваться в полной мере уже будем на видео и фотографиях».
Второй результат на финише показал Айрат Мардеев (+4 минуты 13 секунд). Не обошлось без прокола и у Алексея Вишневского, ставшего третьим (+4 минуты 53 секунды).
Айрат Мардеев, пилот экипажа №509: «Разнообразный спецучасток с руслами, камнями, жестким бездорожьем. Интересные дюны, местами пухлые и корявые. Сегодня был самый сложный день «Дакара». Скорость не такая высокая, вымотались за день. Старались довезти результат, поэтому надежная езда и избегание проколов были в приоритете. Отмечу сложную навигацию, но штурман Дима Свистунов здорово справился, находил нужную дорогу. Под конец этапа увидели Диму Сотникова, менявшего колесо. Теперь нужно внимательно подготовить машины, ведь завтра нас ждет очень важный день, который надо проехать без проблем».
Лидер общего зачета Дмитрий Сотников шел на второе время дня, но при спуске на одной из дюн зацепил камень и вынужден был менять колесо за 30 км до финиша. Как итог, только четвертый результат (+7 минут 24 секунды).
Дмитрий Сотников, пилот экипажа №507: «Один из самых сложных этапов этого ралли. Спецучасток был насыщен каменистыми руслами, много времени ехали по камням и берегли колеса. Мацик сегодня ехал быстрее всех, но после трансфера увидели его за заменой колеса. Мы же не стали менять свой режим, продолжали ехать в своем темпе. С нашими ребятами встретились на втором трансфере и продолжили движение к финишу. Последние 100 км были секции сложных дюн в скалистой местности. Местами камни на спуске были невидимыми, и так мы зацепили колесо. Пытались доехать, но за 30 км до финиша колесо перестало держать давление и пришлось менять».
В пятницу участников «Дакара» ждет заключительный этап «Дакара» 2021 года протяженностью 447 км, из которых 200 км — спецучасток. Гонка по маршруту Янбу – Джидда окончательно расставит всех гонщиков по своим местам.
Грузовой зачет. Результаты 11-го этапа. Топ-10
Pos.
№
Name
Make
Time
Gap
1
501
Anton SHIBALOV
KAMAZ
04:46:38
00:00:00
2
509
Airat MARDEEV
KAMAZ
04:50:51
00:04:13
3
505
Aliaksei VISHNEUSKI
MAZ
04:51:31
00:04:53
4
507
Dmitry SOTNIKOV
KAMAZ
04:54:02
00:07:24
5
503
Martin MACIK
IVECO
04:54:21
00:07:43
6
500
Andrey KARGINOV
KAMAZ
04:54:51
00:08:13
7
514
Martin SOLTYS
TATRA
05:05:48
00:19:10
8
504
Ales LOPRAIS
PRAGA
05:12:35
00:25:57
9
515
Pascal DE BAAR
RENAULT
05:25:16
00:38:38
10
518
Jaroslav VALTR
IVECO
05:34:28
00:47:50
Грузовой зачет. Генеральная классификация после 11-го этапа. Топ-10
Pos.
№
Name
Make
Time
Gap
1
507
Dmitry SOTNIKOV
KAMAZ
45:51:33
00:00:00
2
501
Anton SHIBALOV
KAMAZ
46:31:31
00:39:58
3
509
Airat MARDEEV
KAMAZ
47:03:03
01:11:13
4
503
Martin MACIK
IVECO
47:39:21
01:47:48
5
504
Ales LOPRAIS
PRAGA
47:45:41
01:54:08
6
505
Aliaksei VISHNEUSKI
MAZ
48:05:41
02:14:08
7
500
Andrey KARGINOV
KAMAZ
48:33:50
02:42:17
8
506
Martin VAN DEN BRINK
RENAULT
49:51:35
04:00:02
9
514
Martin SOLTYS
TATRA
51:00:13
05:08:40
10
517
Ignasio CASALE
TATRA
51:09:26
05:17:53
Фото: DPPI, Red Bull Content Pool