Куда уходят автомобильные штрафы?
Автоматические системы контроля нарушений Правил дорожного движения (ПДД) позволяют собирать миллиарды рублей в год. Куда деваются эти деньги?
Комплексы фото- и видеофиксации нарушений активно используются не только в Москве и Казани, но и в других российских городах. Растет число выписанных протоколов, и вместе с этим улучшается безопасность на дорогах. Куда направляются собранные с нарушителей средства, рассказывает член Ассоциации юристов России (АЮР), адвокат Карен Погосов.
В бюджеты разных уровней
Распределение денег между бюджетами очень сложное. Согласно статье 46 Бюджетного кодекса РФ, штрафы, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), подлежат зачислению в федеральный бюджет, если постановления о наложении административных штрафов вынесены: судьями федеральных судов; должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, территориальных органов и иных федеральных государственных органов; должностными лицами Центрального банка Российской Федерации; должностными лицами государственных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
Между тем не все деньги идут в федеральный бюджет.
Гораздо больше средств направляются в региональные бюджеты субъектов федерации. Для этого решение о зачислении должны приниматься региональными властями.
К примеру, в законах сказано, что штрафы подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в том случае, если постановления о наложении административных штрафов вынесены: должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; должностными лицами государственных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Собранные деньги также могут распределяться между бюджетами разных уровней в процентном соотношении. Об этом тоже есть свои законодательные акты.
Источник: Фотобанк агентства городских новостей «Москва»
На ремонт дорог и в частные руки
Между тем поток денег регулируется иными решениями. Начиная с 1 января 2019 года средства, собранные с автомобилистов-нарушителей, решено адресно передавать на приведение в порядок российских трасс. Закон об этом ещё в 2018 году был подписан главой государства.
Сегодня деньги от нарушителей наполняют дорожные фонды наряду с перечислениями от: оплаты транспортного налога; реализации акцизов на автотопливо; траншей из федерального бюджета, в том числе в рамках специальных госпрограмм по строительству безопасных и качественных дорог.
Далее средства фонда направляются на: приведение в порядок конкретных дорожных участков; строительство новых трасс; установку и ремонт светофоров; нанесение разметки; оборудование пешеходных переходов.
Впрочем, немалая часть денег от оштрафованных граждан уходит все-таки на другие цели, в том числе на доставку автовладельцам писем с оповещениями о допущенных нарушениях. Администрирование правонарушений и содержание большого аппарата служащих требует расходов, которые с лихвой покрываются работой камер.
Кроме того, в некоторых регионах размещение систем фиксации отдано на откуп частным компаниям, получающим за это солидный процент.
Они следят за сохранностью оборудования и эксплуатируют его в рамках действующего законодательства.
Условия контрактов в разных регионах отличаются. Где-то фирмы получают фиксированную сумму, а где-то — определенную сумму с каждого штрафа.
P.S. Напоминаем, что ездить за рулем без полиса ОСАГО нельзя. Иначе — штраф. Еще недавно с покупкой ОСАГО в регионах были проблемы. По счастью, сейчас можно купить электронный полис. Есть удобные сервисы, которые позволяют купить ОСАГО с максимальной скидкой — порой можно сэкономить больше 900 рублей.