Mitsubishi i-MIEV: Есть одна проблема
Раз вы читаете этот тест-драйв, значит, вы по-настоящему любите автомобили. Сейчас поясню. Тест-драйвы читают в двух случаях: если всерьез задумываются о покупке этого автомобиля или если ваша церковная скамья – «ковш», обтянутый алькантарой.
Mitsubishi i-MIEV построен на базе обыкновенного хэтчбека Mitsubishi i. Мы ничего о нем не знаем, потому что он в России никогда не продавался, но вообще он существует и оснащается 0,7-литровым мотором мощностью 64 л.с. и «автоматом»
Задумываться всерьез о покупке электромобиля в России нельзя, поэтому сейчас я обращаюсь к настоящим ценителям автомобилей. А раз так, мне вряд ли нужно говорить вам о том, что единственная проблема с электромобилями в предательском коварстве их почти бесполезных батарей.
Во всех остальных отношениях электрические машины просто превосходны. Мы знали это с 1840 года, когда примитивный электромотор прицепили к телеге, и до сих пор понимаем, что будущее за электричеством. Мне очень нравится идея: плавность, низкий центр тяжести, тишина, мигающие экраны, низкие расходы на содержание, простота конструкции. Электромобили намного эффективнее наших бензиновых современников. Электрические двигатели уже с нулевых оборотов выдают максимум крутящего момента, так что им не нужны сложные трансмиссии с рычагами и шестеренками, да и сам двигатель чрезвычайно прост. А раз так, значит, минимальна вероятность поломки чего-то там.
Электромобиль обладает чуть большей мощностью (67 л.с.), чем его бензиновый донор, но при этом на 300 кг тяжелее. Однако проблему с неспешным разгоном частично решает почти двукратное преимущество в крутящем моменте, доступном с самого старта
При этом электричество не делает много шума вокруг своей работы – оно просто работает. В то время как бензиновый и дизельный двигатели внутреннего сгорания, выдавая чуть-чуть мощности, грохочут на всю округу. Еще один плюс электричества – оно не расходуется зря. Например, на стояние в пробках. И забудьте про все эти дурацкие разговоры о том, что электрические автомобили экологически чистые — это так, пока электростанции расположены где-то далеко за городом, там, где нас нет – они просто удобные и дружелюбные, и именно это имеет для нас значение в первую очередь.
Обратите внимание, что колеса у i-MIEV разноразмерные. Спереди совсем узенькие 145/65 R15, а сзади нормальные 175/55 R15
Но во всей этой доброй сказке, есть, как я уже говорил, одно маленькое «но» — батареи. Они не работали нормально, когда только появились и не работают до сих пор. Я имею в виду, что аккумуляторы, которые используются сейчас – шарлатаны. Батарея в моем ноутбуке садится прямо сейчас, когда я печатаю эти строки. Телефон, лежащий рядом, тоже разряжается. Вчера он выключился совершенно неожиданно – в тот момент, когда цифры на экране говорили, что у меня еще 18%. То же самое с фотоаппаратом – минуту назад было три деления из трех, а теперь ему вдруг не хватает энергии на то, чтобы сработал затвор. Надувательство чистой воды. И так со всеми батареями во всех перезаряжаемых электрических приборах и инструментах в мире. Все цифровые и электронные устройства, придуманные в двух прошлых десятилетиях, находятся в полной зависимости от батарей, а мы в свою очередь самостоятельно сдались в рабство мерзким зарядным устройствам, которые их перезаряжают.
Длина хэтчбека всего 3475 мм – меньше, чем у Mini, Kia Picanto и Daewoo Matiz. То есть по длине i-MIEV типичный А-класс, а вот по колесной базе это B . Расстояние между осями, как у Volkswagen Polo Sedan. Свесы почти нулевые
Особая подлость аккумуляторных батарей заключается в том, что им нельзя верить. Когда ты едешь на машине, заправляемой бензином или дизелем, у тебя на приборной панели есть прибор, показывающий, сколько топлива у тебя осталось, и, как правило, имеется еще бортовой компьютер, который высчитывает, сколько километров ты еще сможешь проехать на этом количестве горючего. В электромобилях тоже есть такие приборы. Но они никогда не говорят правду.
Под крохотным капотом только некоторые заправочные объемы и вспомогательные узлы – в том числе система жидкостного отопления салона. Причем, так как от мотора тепла нет, подогревается антифриз с помощью блока термоэлементов. Причем и нагреватель, и кондиционер питаются от тяговой батареи, а не от вспомогательного 12-вольтового аккумулятора, поэтому включение последнего уменьшает запас хода почти на четверть, а отопитель отнимает у батареи еще больше заряда
У Mitsubishi i-MiEV, на котором я ездил, запас хода был равен 130 км при полном баке (электричества, электронов, заряженных частиц – кому что нравится?). Это означало, что я могу уехать примерно на 65 км от розетки, а потом вернуться. И это вполне нормально, даже если живешь недалеко за пределами МКАД, как я. Правда в том, что мало у кого из тех, кто живет недалеко от Москвы, есть собственный гараж с розеткой, где можно оставить i-MiEV на ночь заряжаться. Я, например, заряжался на соседней парковке, мойке, шиномонтаже. Эту проблему можно решить.
На старте продаж i-MIEV стоил под два миллиона. Что-то около 1 800 000 рублей, потом стал стоить 1,5 миллиона, теперь и вовсе миллион без тысячи. И это при том, что все остальные автомобили только дорожали
Но вот проблема посерьезней – запас хода i-MIEV действительно 130 км. Но только в том случае, если на улице светло, не идет дождь, не жарко и не холодно. Включишь кондиционер или обогрев, и заряду батарее придет конец. Ну, или, если говорить серьезно, запас хода упадет примерно в полтора раза. А когда батарея совсем истощится, не получится просто заехать на заправку, плескануть в бак пару литров бензина и дотянуть до дома.
При нынешних тарифах на элеткроэнергию (4,91 руб./кВт*ч днем и 1,26 руб./кВт*ч ночью) стоимость одного километра на i-MIEV будет колебаться от 20 копеек до одного рубля. Недостижимый показатель даже для самых экономичных малолитражек
Есть, конечно, зарядные устройства Mitsubishi, которые восполняют 80% электричества за 20 минут, но их в Москве всего пару штук. Обычных зарядных станций немного больше, но, чтобы зарядиться от них, нужно по-прежнему 8 часов. И ни одна из них никогда не окажется на вашем пути.
Конечно, когда поездки недлинные, то езда на электромобиле доставляет особое удовольствие – это настоящий прикол. Можно устраивать скоростные драг-заезды между светофорами, и никто не бросит на тебя ядовитый взгляд, поскольку единственный шум, который издает этот автомобиль – приглушенное жужжание узеньких шин. Превосходно. После пары часов за рулем я даже засомневался, нужен ли вообще двигатель внутреннего сгорания в городе. Конечно, когда нажимаешь педаль газа в пол, и запас хода сокращается с невероятной быстротой, все сомнения рассеиваются, но если ехать аккуратно, получаешь какой-то странный вид удовольствия.
На подземном паркинге около моего дома есть розетки, но обычно на парковках их нет. А жаль. Можно было бы подзарядить батарею, пока ходишь по магазинам или смотришь кино
Удовольствие от того, что ты правильно управляешься с педалями: нажимаешь педаль газа ровно настолько, чтобы быть в потоке, и вовремя убираешь ногу, не нажимая при этом тормоз, чтобы автомобиль мог остановиться сам, рекуперируя в аккумуляторы немного энергии, которая обычно тратится на нагревание тормозных колодок и дисков. Таким способом замедляется автомобиль, кстати, весьма эффективно, так что водители позади могут быть введены в заблуждение отсутствием горящих стоп-огней. Можно достичь такого мастерства, что запас хода «заморозится» и, если повезет, даже увеличится на пару-тройку километров.
MiEV означает Mitsubishi innovative Electric Vehicle, если интересно
А теперь на минутку забудем о том, что перед нами маленький электрокар и обратимся к техническим подробностям. Аккумуляторы расположены под днищем. Это делает центр тяжести таким же низким, как у спорткаров, что в свою очередь позволяет входить в повороты, не держась за поручни или руль. Плюс ко всему отпадает необходимость в жестких пружинах, так что i-MIEV на удивление комфортен для машины такого размера.
Салон тесноват, но скованно себя не чувствуешь. Хватает места и в плечах, и над головой. А на плоских сиденьях с почти плоскими спинками поместятся и маленькие, и большие люди. Удивительно, но в поворотах не вываливаешься из кресла. В остальном салон весьма обычный
Мощность, развиваемая электромотором, всего 49 кВт или, если говорить в более привычных нам величинах, 67 л.с. Столько же выдает 1,0-литровый Peugeot 107, который на механике разгоняется до сотни за 13,7 секунды и весит всего 800 кг. I-MIEV с «автоматом» (в котором, правда, всего две передачи – одна вперед и одна назад) и весит за счет аккумуляторов на 300 кг больше – умопомрачительные 1100 кг, так что на разгон до первый сотни электрокару нужно 16 секунд (в лучшем случае). А дальнейшее ускорение будет продолжаться совсем недолго – до 130 км/ч.
В бардачке usb-порт, вместо климат-контроля кондиционер с примерной настройкой теплее/холоднее. Селектор АКПП необычный. Первые четыре положения вполне привычные (P,R,N,D), а вот следующие два B и С предназначены для движения с использованием рекуперативного торможения. «B» означает «Brake» — тормоз, а «С» — «Comfort», комфорт. В последнем, автомобиль замедляется, но не очень резко, а вот в режиме «В» максимально запасается энергия и автомобиль тормозит так, как если бы мы несильно нажали на педаль тормоза – и колодки бережем, и энергию запасаем. Только нужно смотреть в зеркало заднего вида за водителями позади – стоп-сигналы-то не загораются
Однако i-MIEV обладает потрясающим крутящим моментом – 180 Нм. Почти столько же выдает 1,8-литровый мотор Honda, установленный на Civic. Только у «Хонды» эти Ньютон-метры появляются лишь при 4300 оборотах в минуту, а у Mitsubishi крутящий момент максимален с нуля оборотов, с самого начала, как только нажимаешь на правую педаль. Поэтому i-MIEV не чувствует себя неудачником на городских скоростях, ощущается шустрым и рвет с места мгновенно, постепенно сбавляя напор.
Скорость высвечивается в цифровом виде на центральном экране, слева расположен индикатор заряда, справа – бортовой компьютер, который на данной фотографии показывает запас хода. Основной стрелочный прибор – эконометр. Чем правее стрелка, тем больше энергии тратится, в синюю зону стрелка уходит только при рекуперативном торможении. Надпись «Ready» загорается, когда машина «заведена»
К тому же у него тонкие шины (особенно передние) и задний привод. На кулинарном языке это обозначало бы сочный стейк с соусом чили, а на автомобильном – бесконечное веселье. Если отключить систему стабилизации, то даже на сухом асфальте, можно крутить «пончики».
Эксплуатационные расходы минимальны, а если пользоваться общественным электричеством на парковках и специальных зарядных станциях, то вообще стремятся к нулю – хорошая новость. Однако сам автомобиль обойдется в 999 000 рублей, и это уже совсем не радостное известие. Если включить в себе калькулятор и подсчитать, за сколько окупятся 270 000 рублей, которые можно было бы сэкономить при покупке Kia Picanto, то получится меньше 100 000 км. Не так уж и много за ощущение, что уже сейчас едешь на частичке будущего.
Как ни странно, мультимедийная система русифицирована. В ней есть навигация, также она без проблем подключается по Bluetooth к телефону и выводит картинку с камеры заднего вида
Что же это получается, электрокары для города то, что доктор прописал? Ну, в принципе, да. Этот автомобиль недвусмысленно говорит, что в качестве городского решения транспортного вопроса для людей, передвигающихся на не слишком большие расстояния, электрокар – действительно отличная идея. И, уверен, с этими подлыми аккумуляторами тоже можно будет что-то решить, если как следует сконцентрироваться над решением.
Зимой в России кнопка отключения системы стабилизации может оказаться весьма кстати. Чуть ниже находится рычажок открывания правого лючка обычной сетевой розетки. По левому борту находится разъем для «быстрой» зарядки мощным постоянным током. К сожалению, в России таких заправок всего пару шту
Однако сейчас существует проблема посерьезней. Нефть. Пока она есть, инженеры вынуждены отвлекаться на модернизацию двигателей внутреннего сгорания, чтобы те удовлетворяли все время ужесточающимся нормам выбросов. Так что, если мы хотим побыстрее оказаться в будущем и заправлять машины электричеством, самым логичным выглядит покупка старого Bentley Arnage, чтобы можно было раз за разом заливать полный бак бензина и мгновенно сжигать эту дрянь. Только уничтожив все запасы нефти как можно быстрее, мы заставим инженеров по-настоящему взяться за создание электрокаров на все случаи жизни, которые могли бы заменить машины с ДВС не только в городе, но и на трассе.
Сзади неожиданно просторно. Хватает места и для ног, и для головы. Конкуренты нервно курят в сторонке. Диван почти плоский, но все же немного отформован для двоих. Третьего даже теоретически не допускается. Зато двоим места в самый раз. Спинки регулируются по углу наклона. А из удобств только карманы в спинках передних сидений
Альтернатива
Как таковой альтернативы Mitsubishi i-MIEV в России нет. Да и нужна ли она? За первое полугодие 2015 года в нашей стране было продано меньше полусотни электрокаров. И при этом примерно две трети продаж пришлось не на более или менее разумный по цене Mitsubishi, а на дорогой Tesla Model S, который официально у нас в стране все еще не представлен. Так что, если хотите машину на батарейку, обращайтесь в специальные конторы, которые привезут машину из Европы. А там выбор есть: Mitsubishi i-MIEV с шильдиками Peugeot и Citroen, Nissan Leaf, электрокары от Renault и BMW. Прототипы есть еще у Mini, Smart и других производителей. Как говорится, были бы покупатели.