Шаг в завтра: какие электромобили покупают в России
На общем фоне экологически чистые машины у нас теряются. И все же поклонников у них становится больше. Об этом свидетельствует статистика и – рост предложения.
Если сравнить продажи электрокаров в нашей стране в январе-мае 2018 и 2019 годов, разница вроде бы колоссальная: рост в три раза. Впрочем, абсолютные цифры более чем скромные. За первые пять месяцев текущего года на учет встали 119 экологически чистых машин, за аналогичный период прошлого – всего 41. Такие данные приводит агентство «Автостат».
На рынке новый лидер. Под занавес 2018 года в России начали принимать заказы на кроссовер Jaguar I-Pace – первый в мире после Tesla Model X. По новому циклу WLTP он может проезжать до 470 километров, что делает его достаточно практичной машиной. У него два электродвигателя суммарно на 400 сил, выстреливающие «электричку» с места до сотни за 4,8 секунды. Стоит I-Pace как минимум 6 246 000 рублей, и такую сумму счел приемлемым 61 человек.
Jaguar один из трех официально поставляемых в Россию электрокаров. Но в течение года у него появится конкурент Audi e-tron, а там и Mercedes EQC подоспеет. Все это кроссоверы, и они не из дешевых.
Nissan Leaf в России официально не продается, хотя в представительстве обещали подумать, как бы устроить поставки. Но марка нынче не склонна к риску. Как стало известно на прошлой неделе, нас без замены покидают модели Juke и GT-R. Как только закончатся запасы уже не выпускающихся «Алмер», в гамме останется всего четыре кроссовера. Но вернемся к электромобилям. «Лифов» россияне купили 35 штук. Хэтчбек второго поколения с мотором в 150 сил можно купить в России по цене от 1,35 миллиона рублей. Машины ввозят частным порядком через Владивосток.
Официальные поставки «Тесл» к нам так и не наладили. Несмотря на появлявшиеся слухи о строительстве сети фирменных зарядных станций и поисках партнера. И все же заказать и обслуживать американский электрокар в России можно без проблем. Кроссоверов Model X соотечественники приобрели 12 штук, лифтбеков Model S – вдвое меньше. Вот только цены кусаются. За цену «икса», 10-12 миллионов, можно завести два британских «Ай-Пейса»! «Эске» возраст и меньшая практичность не мешают стоить практически столько же. За нее просят 9-10 миллионов рублей.
В линейке «Теслы» есть и третья модель – самая свежая Model 3. Это самый доступный представитель марки: в США его стоимость начинается с 35 000 долларов (2,25 миллиона рублей по текущему курсу). Нам такие цены могут только сниться. Московский «Тесла клуб» предлагает привезти «трешку» под заказ за 6,2-7,4 миллиона рублей. Получается, что электрический одноклассник «Мерседеса» С-класса стоит как представительский S-класс.
Неудивительно, что охотников нашлось немного: с января по май всего два человека. Хотя тут может играть роль проблема «Теслы» с выходом на запланированные объемы производства. Компания Илона Маска много обещает, но мало выполняет. Десятки тысяч собранных предварительных заказов еще остаются невыполненными. Возможно, когда темпы сборки станут превышать спрос, популярность Model 3 в России тоже вырастет.
Пока же компактная Tesla замыкает рейтинг и отстает от своих более дорогих «сестер» по марке. Выше нее с результатом в три экземпляра оказался Renault Twizy. Этот кроха ненамного шире мотоцикла. Единственный пассажир садится тоже по-мотоциклетному – за водителем. Защита от грязи и осадков тоже на уровне байка, отопителя нет, в ненастье выручают дворник и обогрев ветрового стекла. Отличие лишь в том, что машина опирается на землю четырьмя колесами. Зато в обаянии Twizy не откажешь: все взгляды его.
Везет его электромоторчик всего в 11 «лошадей», а в батарее – 6,1 кВт*ч. Реальный запас хода едва ли дотянет до заявленных ста километров, зато зарядка Twizy от бытовой сети занимает три – три с половиной часа.
Наряду с коммерческим Kangoo Z.E. Renault Twizy поставляется в Россию официально. Стоит малыш по-взрослому – от 950 000 рублей. С учетом опций стоимость можно увеличить до 1,1 миллиона и даже чуть больше. Удивительно, как нашлись покупатели даже на три экземпляра!
На сегодняшний день государство дает покупателям электромобилей только одну поблажку – это бесплатная парковка в Москве. Льгот ни на таможне, ни при уплате налогов нет. Сеть зарядных станций развивается «в час по чайной ложке». Презентуя I-Pace, представительство «Ягуара» решилось на смелый шаг: журналистам предстояло проехать на электромобиле из Санкт-Петербурга в Москву. Получилось, хотя затраты времени с учетом простоев у «электро-АЗС» оказались гораздо больше, нежели у водителей машин с ДВС.
Без инфраструктуры и финансовых поблажек мы так и останемся с несколькими сотнями поклонников экологически чистых автомобилей на всю страну. Опыт всех без исключения стран говорит о том, что без господдержки электрокарам не выжить. У нас ей и не пахнет.