Skoda Superb III: Заложник универсальности
Чуть меньше, чем за пять тысяч рублей, новый Superb может иметь отдельную электрорегулировку правого переднего кресла. Две кнопки на торце спинки ориентированы на заднего пассажира, во власти которого потеснить сидящего впереди, ради собственного благоустройства.
Новый Superb прибавил в длину 28 мм (с 4833 до 4861), а в ширину – 47 мм (с 1817 до 1864 мм). Колёсная база увеличилась на восемь сантиметров (с 2761 до 2841)
В максимальной комплектации эта же функция включена в стандартное оснащение. Но значит ли это, что новый Superb метит на роль персональной машины среднеразмерного босса?
Теоретически, почему бы и нет. Запаса в коленях с избытком, а если воспользоваться возможностью сдвинуть переднее кресло вперед, попутно потеснив и его спинку, сзади образуется царский простор. Правда, чтобы осуществить манипуляцию с креслом придётся потянуться вперёд, в то время как многие представительские седаны позволяют не отрывать для этого спины от дивана. И подобных деталей в новом «Супербе» достаточно. К примеру, задние подстаканники примут не всякий стакан, а кожа на внутренней стороне подлокотника может огорчить складками.
Хотя общая проработка пространства – впечатляющая. Приятные материалы, аккуратная сборка, трогательные детали вроде зонтов в передних дверях, во всех версиях, кроме базовой…
Если же говорить о богато оснащённом «Супербе» (как тестовый вариант), то в распоряжение задних седоков окажется отдельный блок климатической установки (3-х зонный климат опция за 13 400 рублей), подогревы крайних секций дивана, розетка на 220 Вольт (7400 рублей) и прочие радости. Казалось бы, весьма комфортная атмосфера…
В сравнении с предшественником автомобиль, бесспорно, помолодел. Традиции уступили место технологичности
Но покатая линия крыши ограничивает свободу людей ростом выше 190 см (хотя по официальным данным запаса над головой больше на 25 мм), а выступающий высоко вверх, напольный тоннель (объясняется возможным наличием полного привода) делает неуместным присутствие пассажира посередине.
При этом на фоне каждого из соперников, Superb всё равно лидер по части простора. Но видимо из-за завышенных ожиданий, кажется, будто пространства в новой машине не больше, чем у предшественника. Причём не только сзади, но и на первом ряду.
Центральная консоль передней панели, перетекающая в тоннель, заметно скрадывает свободу. В то же время, места на подлокотнике маловато для одновременного отдыха водителя и переднего пассажира (хотя новый Superb раздался и в ширину). Хорошо, если рядом милая дама, а если вдруг нет?
Сам интерьер сделан в минималистичном ключе. В архитектуре видна визуальная лёгкость. Вокруг педантичный порядок, а фактически идеальная расстановка органов управления позволяет орудовать ими с завязанными глазами. Внимание инженеров к водителю чувствуешь, а себя наёмным шофёром – нет. Больше того: лицу за рулём, Superb готов дать ещё и занятное поведение на дороге. В движении не возникнет ощущения управления бездушной Camry или скучной «Теаной». За рулём флагманской «Шкоды» кажется, что главный в машине не пассажир, а водитель. Иначе кому Superb предлагает точную управляемость и честную обратную связь? Хотя последнее только в том случае, если отключён опциональный (44 900 рублей) ассистент удержания в полосе или же он отсутствует вовсе. В противном случае, руль живёт своей жизнью, неуместно сопротивляясь командам. Кажется, будто машина затаила на что-то обиду…
Зато если довериться электронике и запустить адаптивный круиз-контроль (работает до 160 или 210 км/ч в зависимости от версии) в сочетании с системой удержания в полосе (работает от 65 км/ч), то «шкодовский» флагман самостоятельно поплывёт по дороге, принимая во внимание машины вокруг. Достаточно задать скорость, выставить оптимальную дистанцию и… отпустить руль.
Настроен помощник корректно. Superb плавно разгоняется, мягко тормозит, адекватно подруливает. При этом долго ехать в режиме «hands-free» искусственный интеллект не позволит. Всё же это лишь ассистент, а не полноценный автопилот. Система пока слепа к пешеходам, да и вообще, спустя пару мгновений, требует от водителя принять управление на себя.
Если проигнорировать, Superb притормаживает, продолжая движение. Повторное сообщение, и скорость падает интенсивнее. На третий раз лифтбэк останавливается, попутно включив «аварийку». Баловаться весьма интересно, а вот пользоваться всё время, и уж тем более платить несколько десятков тысяч рублей… (19 000-60 800 – за адаптивный круиз-контроль и 44 900 рублей – за ассистент слепых зон с удержанием в полосе). Ну, только, если надеться въехать на этом «Супербе» в отдалённое будущее…
При этом сами чехи гордятся возможностями системы. То, чем недавно щеголяли исключительно автомобили из высшего света, сегодня стало доступно и в классе на ступень ниже. По замыслу российского представительства марки, всякий демонстрационный Superb из парка официального дилера должен быть оснащен такой фишкой.
А вот главная визитная карточка машины прошлого поколения – составная багажная дверь, в новом «Супербе» отсутствует. Она была неоправданно тяжела и дорога в производстве, поэтому в новом Superb багажная дверь поднимается со стеклом. Сам же багажник по-прежнему бездонная ниша. Его объём вырос на тридцать литров. Да, даже если остался бы прежним. Ещё во второй генерации он имел без малого шестьсот литров объёма. Теперь же их 625, а если сложить спинки дивана, вместимость поклажеприёмника возрастёт до 1760 литров.
Жаль только, что удобная система складывания спинок сидения дёрганием из багажника – опция за 4500 рублей для любого «Суперба». Такие мелочи хотелось бы иметь вне зависимости от степени оснащения… Куда уж там, макияжные зеркальца с подсветкой в некоторых комплектациях ставятся только за смешную доплату в 400 рублей.
Тестовая машина с базовым для России бензиновым «турбомотором» 1.4 TSI (125 л.с. и 200Нм – от 1 184 000 рублей), но с большей отдачей в 150 сил и 250 Нм – от 1 264 000 рублей. Вдобавок она оснащена технологией Active Cylinder Technology (ACT), отключающей пару цилиндров при малых нагрузках (+80 000 рублей). Видимо именно это объясняет многосекундные задержки между запросом и получением ускорения.
Сэкономить не выйдет, поэтому и переплачивать за систему бессмысленно. Реальный расход в смешанном цикле болтается в районе десяти литров. Это сколько же километров нужно проехать, чтобы окупить трату на ACT?
Хотя главное, что в рассогласованном дорожном потоке езда с Active Cylinder Technology выходит непомерно сумбурной. Самое неприятное – перестроение с ускорением. Включайте поворотник, обозначайте направление рулём и нажимайте на газ…
А машина лишь неспешно смещается в сторону. Позади раздаётся недовольный клаксон, после чего Superb выстреливает вперёд столь стремительно, что уже пора тормозить. К счастью, привод тормозной системы – полный антипод «газу». Педаль точна и прозрачна.
На машинах с системой выбора режимов движения Driving Mode Selection, (5400 рублей) можно частично повлиять на симптомы недуга. Предустановленные конфигурации Eco, Comfort, Normal и Sport позволяют менять отзывчивость на акселератор. Увы, это не решает проблему полностью. Да, в «спорте» ускорения немного острее, главным образом из-за большей терпимости «робота» к пониженным передачам, но задержка всё равно остаётся. Вдобавок, в этом режиме в салон проникает пресный голос мотора. Иконка Individual вселяет надежду, но рычагов управления недостаточно и в этом режиме. Он только отсылает к крайностям настроек предустановленных.
Управление ускорением – ключевой недостаток с водительской точки зрения. А с точки зрения заднего пассажира – это шум, исходящий из под колёсных арок. За время теста удалось сопоставить Superb на летних и зимних покрышках. Всё – одно. Фоновый гул назойливо сопровождает поездку. Сосредоточиться, скажем, на чтении тяжело, ибо монотонные звуки надоедливо сверлят барабанные перепонки. Да и плавность хода недостаточна для безмятежности заднего пассажира, хотя и весьма хороша по водительским меркам. Адаптивное шасси DCC (Dynamic Chassis Control) будет доступно к заказу с нового года, а пока Superb предлагается только со стандартной подвеской, охотно обозначающей стыки, люки и рельсы, по крайней мере, на дисках размерности R17.
В результате новый Superb воспринимается жертвой погони к универсальности. «Шкодовский» флагман старательно пытается угодить всем, но при этом недостаточно совершенен для каждого. В немалой степени это касается щедро упакованного «Суперба», ведь цена такового автомобиля перешагивает рубеж в два миллиона рублей (стоимость тестовой машины 2 205 300 рублей).
Конкуренты
Исторически Skoda Superb – представитель европейского класса E, в то время как его прародитель – Volkswagen Passat игрок D-сегмента. Однако в последнее время границы между D и E-классом размылись. Фактически обе группы консолидировались, и теперь отделить одну от другой невозможно.
Сегодня прежние игроки D отряда, в лице «Мазды 6» или «Форда Мондео», длиннее «Суперба», несмотря на то, что и новый Superb разросся в размерах.
Таким образом, классовые соперники нового флагмана «Шкоды» это не только Nissan Teana (от 1 293 000 рублей) и Toyota Camry (от 1 245 000 рублей), но и стареющий Citroen C5 (от 1 473 000 рублей), на половину свежий Ford Mondeo (от 999 000 рублей), обновлённый Hyundai i40 (от 994 900 рублей) и соплатформенная ему Kia Optima (от 1 009 900 рублей), а ещё рестайлинговая Mazda 6 (от 1 085 000 рублей). В этом же списке сильно подорожавший Peugeot 508 (от 1 574 000 рублей), а также родственный «Шкоде» Volkswagen Passat (от 1 339 000 рублей).
Между тем, если искать альтернативу именно тестовому автомобилю, отталкиваясь от его стоимости, круг конкурентов расшириться. Так, за 2,1 миллиона рублей можно купить более статусный (пусть и более бедный) Audi A6, загадочный Acura TLX (от 1 719 000 рублей), неплохо оснащённый Hyundai Genesis (от 2 199 000 рублей), полупремиальный Infiniti Q70 (от 2 115 000 рублей), странноватый Lexus ES (от 1 849 000 рублей), а также подзабытый Volvo S80 (от 2 049 000 рублей).
Выражаем благодарность официальному дилеру Skoda в Казани – автосалону «ТрансТехСервис Азино» — (г. Казань, Пр. Победы 194, (843) 519-48-71) за предоставленный на тест-драйв автомобиль