Тест-драйв Lada Niva Travel: святой и грешный
За свою 20-летнюю историю внедорожник Lada/Chevrolet/Lada Niva достиг того морального состояния, когда неизбежно начинает действовать правило: «Осудить грешно, одобрить невозможно». С одной стороны, продукт еще массово продается, с другой, — привлекать к нему новые слои покупателей все равно что молоком избу белить.
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Это понимали и понимают все: и заводчане, и дилеры, и, безусловно, потребители. С неизбежностью сгоревшей страницы напрашивалось обновление. И вот уже стартовали предзаказы на рестайлинговый вариант, который получил слегка измененное название — Lada Niva Travel. Сразу заявляем: конкретная дата начала продаж «АвтоВАЗом» пока что не озвучивается. Но есть уже цены, товарные экземпляры добрались до дилерских площадок, а потому мы понимаем: вот-вот…
Машины, как и прежде, собирают на тольяттинской площадке бывшего предприятия GM-АвтоВАЗ, которое с прошлого года именуется «Лада Запад Тольятти». В 2020-м в России было продано 19 872 автомобиля. Это суммарная цифра, в которую вошли результаты как Chevrolet Niva, так и Lada Niva. В 2024-м, как уже анонсировалось, следует ожидать абсолютно новое поколение внедорожника, при этом пока трудно сказать, где он будет изготавливаться. Скорее всего, на мощностях самого «АвтоВАЗа», потому как автомобиль пересядет на платформу, продвигаемую Альянсом Renault-Nissan. Мощности же «Лада Запад Тольятти», как ожидается, будут по-прежнему загружены автомобилем Lada Niva Travel, потому что никто не исключает его востребованности и через 3 года.
Кто сказал, что копия?
Порядка тех же 3 лет шли работы по обновлению Niva. Техническая начинка внедорожника, как все уже знают, затронута не была, основной фронт усилий был сконцентрирован на внешности, которая была финализирована еще при Стиве Маттине. В Сети уже «поработали» языком, делая акцент на том, что передок тольяттинского SUV чуть ли не копия Toyota RAV4.
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
В рамках тестовой презентации я не постеснялся и на прямую задал вопрос Сергею Корниенко, начальнику управления развития продуктового маркетинга Lada: «Вы и, правда, пошли путем копирования»? Мой спикер будто был готов к подобному вопросу, и потому ответил сразу, без раздумья: «Над лицевой частью Niva Travel мы трудились отнюдь не в самый последний момент, когда на рынок вышел «рафик», а это значит, что в ходе подготовки мы четко следили за трендами, которые сегодня главенствуют в мировом автопроме. Получилось, на мой взгляд, очень неплохо и свежо. Есть ли аналогии с указанным Вами внедорожником – не уверен. Вживую наш продукт не навевает подобные мысли».
Я, пожалуй, соглашусь с Сергеем, хотя изначально так же, как и ругатели всего «нашего», был уверен в оговариваемом сходстве. Но когда подобрался вплотную к линейке выстроенных перед выездом машин, понял, что пересуды лишены оснований – анфас Niva Travel совершенно самобытный и в чем-то даже гармоничный. Так иногда бывает: смотришь на новинку в Инете – не нравится. Пришел в автосалон – мать родная, а ведь совсем неплохо! В общем, здесь тот самый случай.
Архитектура «лица» абсолютно уникальная в сравнении со «старичком»: мужественный и, не побоюсь этого слова, навороченный бампер с двумя проушинами, оригинальные решетка, капот, фары. Все это хозяйство выглядит, поверьте, недурно. Сразу насчет оптики: она состоит из 2 блоков, но, увы, не линзованная (на старом варианте линзованным был ближний свет). Вот только Сергей Корниенко не склонен разделять пессимизм. По его словам, есть замеры светосилы в разных точках, и эта характеристика, по его словам, точно не пострадала. Зато у фар теперь современный дизайн и ДХО в наличии, то есть нет необходимости двигаться с постоянно включенным ближним светом. Задние фонари (при сохранении посадочных мест) изменились не только рисунком, но и «содержимым» — теперь все их секции светодиодные.
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Пластмассовые элементы внешнего обвеса Niva Travel поставляются на конвейер от тех же фирм-поставщиков, что и раньше. Это неплохо по той причине, что отсутствует необходимость заново налаживать производственные цепочки. Нижнее тиснение бампера (что переднего, что заднего), выполненное «под металл», суть тот же самый пластик, а потому рассчитывать на него на бездорожье не следует – фронтальных ударов и прочего насилия не выдержит. Боковые молдинги присутствуют по-прежнему, но они имеют иной, нежели до сих пор, вид, на который, если признаться, внимания особого не обращаешь.
Рамка радиатора (т.н. «телевизор») стала выше на 200 мм, отсюда слегка приподнятый в сравнении с предыдущим автомобилем капот. Двигатель удалось сохранить на прежней высоте. Свесы (37 град. передний и 36 град. задний) остались практически при своих углах – это к вопросу о проходимости. Колеса в заводской комплектации – марки Cordiant. Зимние, как водится, на усмотрение дилерского центра (в нашем тестовом варианте – Michelin 215/65 R16). Диски свежего дизайна, форма колесных арок и крыла – оригинальная. В целом передок, по информации Сергея Корниенко, немного убавил в весе.
В кормовой части новаций чуть меньше – бампер да фонари со светодиодами во всех секциях. Ну и, как десерт, модная фишка – камера заднего вида с омывателем, которая включается одновременно с омыванием заднего стекла. Дверь багажного отделения, как и было до сих пор, широченная, распахивается по горизонтали.
В домике знакомый интерьер
Жилое пространство автомобиля практически не тронули. Поэтому если у вас уже была в хозяйстве Niva, откровений не ждите – все и вся на тех же местах, что и было. Не знаю, стоит ли отдельно останавливаться на сенсорном экране мультимедиа, который возвышается перед глазами водителя выше всех – просто он встречался еще на топовой комплектации дорестайлинговой версии, это не новость. Качество воспроизводимой через него картинки неплохое, графика внятная. При этом клавиши управления запихнуты в самый подвал центральной консоли.
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Трехспицевый руль, понятное дело, украшен вазовской ладьей, кнопок управления какими-либо системами на нем нет. Кресла, клавиши управления перед глазами водителя, оцифровка шкалы приборов – все перешло по наследству. А какая площадь остекления! Не припомню другого такого внедорожника, в котором видно все-все-все происходящее вокруг автомобиля; даже камеры 360 град. не нужно.
Черный, почти смоляной пластик в салоне — твердый на ощупь и, надо признать, поскрипывает, когда внедорожник перешагивает очередные внеасфальтовые препятствия. На трассе «шумка» не всегда справляется с желанием силового агрегата показать себя во всей красе, и здесь я вновь не открою Америки. Из нового – белая подсветка интерьера.
Восемьдесят сил и не «лошадью» больше
«Движок слабоват, по трассе – как трактор, — так иронично характеризует свою пятилетнюю «Шниву» мой сосед по дому. — Кто ж на этом автомобиле по трассе ездит? На нем нужно в грязь, как я. Вот только потом обгонять сложно». Сосед знает, что говорит. У него есть дорогой премиальный внедорожник для поездок на работу и в гости, а тольяттинский «джип» он в хвост и в гриву эксплуатирует на охоте/рыбалке, считая его чуть ли не лучшим для подобных целей.
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
В период 2006 по 2008 г.г. тогда еще внедорожник Chevy Niva был доступен в модификации FAM-1 (GLX), которую комплектовали 1,8-литровым 122-сильным двигателем Opel Z18XE. У той версии, кстати, была 5-ступенчатая «механика» Aisin с интегрированной «раздаткой», известной по Suzuki Grand Vitara. Визуальных отличий от гражданского автомобиля не было. За 2 года было реализовано что-то около 1000 таких машин.
Все мы тут люди грамотные и понимаем, что стихия нашего героя вне таких «урожайных» рынков, как Москва и Санкт-Петербург. Согласно данным автопроизводителя, из без малого 20 тыс. реализованных в том году Chevrolet/Lada Niva на Первопрестольную пришлось всего 4% продаж (712 ед.), на Северную столицу — 5% (1070 ед.). Регионы, особенно сельская местность, поглощают, как водится, в разы больше, на них и ставка.
Пожалуй, основной вопрос – про мотор Lada Niva Travel. В рамках работ по обновлению, отметил Сергей Корниенко, идеи были разные, но, как водится, победила цена вопроса. В итоге постановили, что проверенный временем 1,7-литровый 80-сильный агрегат на данном этапе суть то, что устроит всех. С ним, якобы, компактный 1,4-тонный внедорожник получается наиболее сбалансированным. Уже слышу возгласы типа: а где же более сильный движок или вообще дизель? Увы, придется ждать 2024 года и совершенно нового варианта «Нивы», о чем мы сказали в начале.
Рядный 4-цилиндровый бензиновый двигатель с распределенным впрыском топлива полностью вписывается в рамки требований экостандарта «Евро-4» и способен выдавать пик мощности при 5000 об/мин (127,4 Нм крутящего момента при 4000 об/мин). На «низах» движок чувствует себя неуверенно, поэтому если надо ехать по возможности быстро, следует держать стрелку тахометра в верхней части полукруга.
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Безальтернативная 5-ступенчатая «механика» позволяет разгонять внедорожник до 140 км/час и чуть больше, затрачивая при этом порядка 19 секунд на стартовый рывок до нормативной «сотни». Вне городских дерганий можно уложиться в 8,8-9,5 литра расхода топлива, но в черте мегаполиса движок будет прожорливее (до 14 литров). Наиболее экономичный режим скорости — 90-100 км/ч. На обгонах, конечно же, сложновато, но, скажем так, терпимо, да и быстро к «недомощности» привыкаешь. При этом нельзя сказать, что в потоке чувствуешь себя изгоем, никак нет.
Масса примеров, когда 80-сильный движок без «капиталки» проезжал до 150 тыс. км, и хоть бы хны. Чуть ли не такая же ходимость у сцепления. Это если за агрегатами следить и чрезмерно не насиловать.
Такие «проходимцы» нынче на вес золота
Я уже имел возможность проверить Niva в тогда еще «шевролетовском» образе на крутом бездорожье Приполярного Урала, когда вокруг ни души, и рассчитывать приходилось только на себя и на машину. Неделя сложнейших перемещений, и ни разу внедорожник не подвел. Нынешние презентационные покатушки – это интересный снежный полигон в одном из районов Тольятти, близ замерзшей Волги. Внедорожный арсенал Lada Niva Travel – прежний, то бишь роскошный: оптимальное распределение массы на все 4 колеса, 240 мм дорожного просвета, короткая колесная база, постоянный полный привод, понижающий ряд и блокировка межосевого дифференциала, энергоемкая подвеска. С таким набором хоть в лес, хоть по дрова.
Главное на офф-роуде постичь азы работы с рычагом «раздатки». Бывает, чтобы включить пониженную передачу, надо сильно постараться. Вот только не рекомендую ломать рычаг переключения. Если пониженная или блокировка не включились с первого раза, то лучше проявить терпение и мудрость: желательно «дернуть» рычаг, остановиться и попытаться это сделать еще раз. Если не получится, то можно проехать метр-другой и повторить попытку. Обычно со второго раза все встает на свои места.
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Подвеска, как показывает жизнь, прочная. Да, немного жесткая, зато повороты проходит замечательно. Ямы не глотает, а словно пролетает над ними, что и продемонстрировал наш тестовый марш-бросок по 30-километровому лесному «зимнику». Многие сугробы машине нипочем, при этом мы с коллегами все же нашли одну целину, где пришлось попотеть. Но ничего – туда-сюда, туда-сюда, выбрались. В таких ситуациях многое зависит от шин, экономить на правильной внедорожной резине не стоит, коль знаешь, что отправляешься не на светский раут.
Рейлинги, шноркель, черный потолок
Получается, что Lada Niva Travel — это то же самое, что и Chevrolet/Lada Niva, только как бы в других варежках. Дорестайлинговые автомобили у дилеров еще имеются, но запасов, по мнению Сергея Корниенко, хватит на месяц-полтора.
Новая версия внедорожника подорожала относительно «старой» ненамного. Самая доступная комплектация Lada Niva Travel носит название Classic и оценена в 747 900 рублей. В состав оборудования входит водительская подушка безопасности, электропривод и обогрев зеркал, передние электростеклоподъемники, ЭРА-ГЛОНАСС, крепления ISOFIX, а также спинка заднего сиденья, раскладываемая в пропорции 60/40. Комплектация Comfort (804 900 рублей) – это кондиционер, обогрев передних сидений, 15-дюймовые литые диски колес, ЦЗ с ДУ, охлаждаемый вещевой ящик и подлокотник сидения водителя с подстаканниками.
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Фото: Lada
Версия Luxe (890 900 рублей), понятное дело, богаче предыдущих: 2 подушки безопасности, мультимедийная система, обогрев лобового стекла, парктроник, камера заднего вида с омывателем, сиденье водителя с регулировкой по высоте и поясничной поддержкой, 16-дюймовые литые диски колес, усиленная тонировка задних стекол, наружные зеркала и ручки дверей в цвет кузова.
«Комфорт» и «Люкс» могут быть поставлены в Off-road исполнении. В первом случае (844 900 рублей) можно рассчитывать на рейлинги, сигнализацию, складной ключ ЦЗ, обивку потолка черного цвета, противосолнечный козырек водителя и пассажира с зеркалом, 16-дюймовые легкосплавные диски колес. В свою очередь, Luxe Off-road (905 900 рублей) – это все вышеперечисленное плюс внедорожные шины, неокрашенный обвес кузова, шноркель и обивка потолка черного цвета.
Подписывайтесь на наш канал в
Google News и
«Яндекс.Дзен»: больше интересных новостей каждый день.